«Д» - глоссарий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Дароносица - переносная дарохранительница, выполненная в виде небольшой коробочки киотчатой или крестообразной формы. Часть богослужебной утвари; хранится в жертвеннике алтаря. Прикасаться к Д. имеет право только священнослужитель. Предназначена для переноски Святых Даров (Тело Христово и Кровь Христова в виде, соответственно, хлеба и вина) за пределы храма. Святыми дарами священник причащает тех. кто по причине болезни, немощи или заключения не может посетить храм лично.

Внутри Д. имеется выдвижной ящичек или отделение для просфоры, отделение для стеклянного пузырька с освящённым вином, маленький кубок-потир и ложечка-лжица.

Богатые приходы могли позволить себе Д. из серебра, в т. ч. с золочением, обычно же Д. латунная, зачастую изготовленная со вставками меднолитых икон или их переливков. Определённый тип киотчатой латунной Д. производился фабрично и широко использовался священниками РПЦ. В староверии получили распространение кресты и складни для переноски святых даров.

Д. из собрания ГИМ, 18 - 19 век:


Дарохранительница - элемент церковной утвари, богато украшенный бронзовый или серебряный сосуд для хранения Святых Даров - Тела и Крови Христовой. Всегда находится на престоле в алтаре. В 18 - 19 вв., элементами украшения Д. становились меднолитые иконы (чаще всего - Богоматерь всех скорбящих радость и Спас Смоленский) и иконы-спайки. В состав сложных многофигурных композиций, украшавших Д. часто включаются меднолитые фигуры архангелов, ангелов, в т. ч. с рипидами, и святых.

Д. из собрания ГИМ. В оформлении использованы меднолитые иконы, иконы-спайки, фигуры ангелов и святых. 18 - 19 век:


Двойное титло — см. Титло двойное.


Двунадесятые Праздники - от старослав. "Двунадѣсятъ", т. е. - двенадцать. 12 важнейших (после Пасхи) православных праздников в году, относящиеся к знаменательным событиям в жизни Исуса Христа и Богоматери.

Подразделяются на господские (посвящённые Христу) и богородичные (посвящённые Богоматери). Господские считаются более важными; при выпадении господского праздника на воскресенье, в храме отменяется воскресная служба и проводится только служба, посвящённая выпавшему на это воскресенье празднику, при богородичных воскресная служба приоритетна. Помимо этого, к литургии господских прадников добавляются дополнительные песнопения, стихи, есть и некоторые другие особенности службы.

Второе деление связано с  циклами христианского календаря; согласно им выделяют 3 "подвижных" (приходящихся на одну и ту же дату)  праздника и 9 неподвижных. Важно понимать, что первенство в вычисление "подвижности" и "неподвижности" - у дней недели, а не календарных чисел.

Подвижные Д.П.: Вход Господень во Иерусалим (всегда в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (всегда в четверг, на 40-й день после Пасхи), Троица (день Святой Троицы; всегда в воскресенье, на 50-й день после Пасхи).

Неподвижные Д.П.: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвиженье Чеснаго Креста Господня (27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Рождество Христово (7 января), Богоявление (19 января), Сретенье Господне (15 февраля), Благовещенье Пресвятой Богородицы (7 апреля), Преображение Господне (19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

Писаные иконы Д.П. в храмах, где имеется полный иконостас, располагают во втором снизу ряду, под Деисусным рядом.

В меднолитой пластике формирование праздничных икон-клейм в пространстве единой иконы началось в 16 веке. Взаимное расположение клейм менялось, качество мастер-модели и отливки повышалось, увеличивался размер, и венцом знаменного мастерства и умения литейщиков и эмальеров стал появившийся в 18 веке (вероятно, в Выговском общежительстве) четырёхстворчатый киотчатый складень Большие Праздничные Створы, содержащий 12 Д.П., 4 поклонные иконы и 4 дополнительные праздничные иконы, не входящие в число двунадесятых. Складень-квадрат (Малые Праздничные Створы), появившийся, вероятнее всего, также в медницах Выга, предствлен двенадцатью Д.П. на трёх створках. По примерным подсчётам, не менее 10% меднолитых икон и складней - это предметы с изображеними одного или нескольких Д.П.


Двухвершковая икона


Девятка - см. Складень-девятка.


Деисус  иконографическая композиция, широко распространённая в письме, литье, фресках, мозаиках, и т. д.; центральной фигурой является изображение Исуса Христа (полноростовое, оплечное или тронное), слева в полноростовом или оплечном формате изображается Богоматерь в изводе Агиосоритисса, справа — полноростовая или оплечная фигура Иоанна Предтечи (Крестителя). Боковые фигуры обычно показаны в предстоянии к центральной фигуре Христа, в трёхчетвертном или полном развороте к Нему. В письме встречается довольно часто, а в литье исключительно редко расширенный Деисусный Чин, с добавлением справа и слева фигур архангелов, святителей и святых. Расширенный деисусный чин является смысловой основой иконостаса русской православной церкви, как РПЦ, так и в староверии.

Иконографический смысл деисусной композиции заключается в поклонении Христу, что показано в памятниках письма и литья оборотом фигур предстоящих к фигуре, составляющей центр композиции, в полупоклоне этих фигур, также обращённом к Спасителю.

Д. в русском медном литье известен, ориентировочно, с 10 — 11 века; в самостоятельных иконах, в составе многосюжетных икон, а также в крестах-энколпионах византийского генеза и энколпионах, отлитых на территории Руси. Общее количество зафиксированных в Каталоге русского медного литья деисусных композиций составляет несколько сотен самостоятельных икон, а также складней, тельных, наперсных крестов и энколпионов, где Д. является системообразующей композицией.

Икона с подвижным оглавием, 16 век, Брянская обл, изображение деисусного чина:

 

Северный складень кон. 17 века с деисусной композицией на центральной створе и предстоящими архангелами на боковых створах:

Деисусная композиция на центральной створе раннего (нач. 18-го века) выговского складня-девятки:

 


Дорник - просфорная печать, штамп для нанесения изображения на просфору методом тиснения; включает в себя изображение Голгофского креста и круговую надпись. Для артоса – пасхального хлеба – используются Д. самого большого диаметра, изображение - икона Воскресения Христова, иногда – крест, обрамленный надписью "Христос воскресе", у агничных просфор размер средний или малый, агничный Д. включает в себя изображение креста (не Голгофского) и монограмму: ICХС NIКА (у никониан - IИCХС NIКА). Существует ещё несколько типов просфорных печатей: богородичные, девятичинные, греческие, поминальные, и т. д., с разнообразными изображениями.

Известны примеры преобразования (переделки) Д. в предмет личного благочестия - нательную привеску с Голгофским Крестом. Судя по технике изготовления, примеры не единичны; было налажено серийное, хотя и малотиражное изготовление привесок на основе Д.

Дорник с изображением Голгофского Креста, 19 век:

Просфорные печати 18-19 века; слева никонианская (IИCХС NIКА), справа - старообрядческая (ICХС NIКА):

Тельная привеска Голгофский Крест, изготовленная на основе дорника, 18-19 век:

Агничная просфора и печать-дорник:

 


Дукач — традиционное малороссийское женское шейное украшение в виде медали или монеты, часть национального праздничного женского костюма. Зачастую Д. носили и в не праздничные дни.

Казаки Украйны нередко служили наемниками в европейских странах. В качестве платы за службу, а также в виде награды они получали золотые монеты — дукаты. Золотой дукат вешался на шею как награда, одновременно служа и украшением. (Слово "дукат" происходит от династии Дука (Δούκας), представителями которой были византийские императоры Константин X и Михаил VII). Дукат или медаль на шее отслужившего  стали знаком ратной доблести, говорили о человеке как о воине, принимавшем участие в сражениях. После воссоединения Украины с Россией традиция найма в иные государства сошла на нет, сами награждённые дукатами постепенно уходили из жизни, их награды со временем стали семейной реликвией, перейдя в сундуки дочерей и внучек, стали женским украшением. Традиция носить на шее среди коралловых бус Д, то есть бант-брошь с медалью, монетой или изображением религиозного характера, просуществовала около 300 лет.

Д. как женское украшение стали изготавливать непосредственно на Украине, по подобию тех старых, "наградных" дукатов. В левобережных малороссийских регионах — Полтавщина, Черниговщина, Слобожанщина, Д. зачастую снабжались изображениями религиозного характера; особенно часто — влкмч. Параскевы Пятницы, моделью для которых послужили многочисленные меднолитые иконы, отлитые в Великороссии. Широкая распространённость "пятничных" изображений объясняется тем, что великомученица в народной традиции считалась покровительницей плодородия, брака, у неё вымаливали себе суженных. Невеста и ее дружки обязательно надевали изображения с Параскевой на свадьбу, девушки носили ее всю пору девичества, а выйдя замуж передавали дочери.

Часто встречаются и изображения Голгофского Креста, прототипом для которых послужили дорники или привески с Голгофским Крестом, сделанные на основе дорников. 

Более редки из изображений религиозного характера: с Богоматерью Смоленской, Распятием Христовым, Тайной Вечерей и т. д. 

Д. обычно двусторонни; наиболее часто встречающимся Д. можно считать круглую привеску с изображениями Параскевы Пятницы с одной стороны и императрицы Екатерины Великой (или Елизаветы I) с другой. Помимо изображений религиозного характера, в т. ч. исполненных в европейской (католической) традиции, Д. могли содержать изображения европейских медалей, монет, а также собственно монеты (часто — серебряные российские рубли, реже — дукаты Марии Терезии).

Пример копирования сюжета:

 

См. также: Воронежские панагийки, Южнорусский тип тельного креста.