«Н» - глоссарий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Навершие - см. Оглавие.


Наложение эмали


Наперсный крест - крест, носимый поверх одежды; наперсный - от "на персях", т. е. - на груди. Точной градации по размерам не существует, хотя Н. к. в своей массе крупнее тельных. В случае, если Н. к. имеет изображения с обеих сторон, лицевая его сторона определяется по оглавию, если таковое присутствует; обычно на оглавии присутствует изображение Спас Нерукотворенный. Оборотная его сторона может быть гладкой. На оглавии с оборотной стороны может присутствовать выступающий канал для продевания шнура или металлического элемента гайтана. При отсутствии изображений на оглавии, лицевой стороной признаётся та, на которой помещено изображение Распятия. Оглавие может быть отлито вместе с самим крестом и неподвижно, либо подвижным, на петлях.

Н. к. зачастую становился элементом костюма, праздничного убранства. Напр., северорусский и малороссийский женский праздничный костюм включают в себя меднолитые и серебряные кресты (иногда тельные, но в случае "костюмного" использования, они могут считаться наперсными).

Самые крупные наперсные кресты, зачастую относимые к условной категории "киотно-наперсных", использовались для ношения священнослужителями, руководителями общин, начётниками, старейшинами, а также помещались в киот, домашнюю "божницу", красный угол. Размеры таких крестов (в Каталоге русского медного литья они представлены, напр., в этой категории) могли составлять до 200 мм в высоту.

Примеры Н. к. 17 века с подвижным и неподвижным оглавием:

Н. к. всегда содержит изображение Распятия.

Н. к. возлагают на священника при его рукоположении (посвящении в сан). Н. к. носят поверх подрясника, рясы или облачения. Ношение священнослужителем Н. к. не отменяет ношения им нательного креста. 

В современной практике РПЦ Н. к. делятся на 3 основных вида:
- Крест белого металла, надеваемый при рукоположении;
- Крест золотистого металла – наградной;
- Крест из золота или серебра, также наградной, зачастую украшенный поделочными, полудрагоценными и драгоценными камнями, финифтью, жемчугом. На обороте часто имеется изображение святого, соименного владельцу креста.


Напрестольный крест (алтарный крест) -  в православной церкви - крест с изображением Распятия Христова, хранящийся на престоле в алтаре храма. Н. к. вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием входит в состав обязательных принадлежностей алтаря. Используется в конце Литургии (после отпуста) для благословления священником верующих, которые целуют крест (как и по окончании исповеди, обрядов венчания, крещения и соборования.

Не существует единственной узаконенной формы и размера Н. к.; зачастую любой крупный крест, входящий в состав алтарных предметов каждого данного храма, считается напрестольным. Зачастую алтарными становятся меднолитые киотные кресты традиционного исполнения.


Напильник - ручной инструмент для доводочной шлифовки торцов и сторон икон и складней. 

Н. в мелких кустарных производствах использовались, по всей вероятности, самодельные, не фабричные, с характерным расположением обдирных "зёрен" и рядов. Насечки, накерненые вручную, у самодельных Н разнятся по размеру, от мелких до очень крупных, как на грубом обдирном (драчёвом) напильнике, что даёт при обдирке неодинаковые по величине и глубине царапины, этому же способствуют и нечастые ряды насечек, отличающие самодельный Н. от фабрично изготовленного. 

При обработке торцов, а потом лицевой и оборотной сторон, "заваленные" края могли стачиватся и "острота" появлялась вновь. Косой ход напильника и удерживал плоскость от заваливания, а у икон московской работы, к качеству которых изначально были более высокие требования, обработка торцов Н. была продольной, что полностью исключало "завал" ребер.

В "Указе о медном мастерстве" упоминается под именем "пила".

Н. был незаменимым инструментом для обработки оглавий икон, т. наз. гранёных бусин.

См. также: Точильный круг.

Драчёвый напильник 19-го века с разнонаправленной насечкой:


Нательный крест - см. Тельный крест.


Начётчик (начётник) — (от "начитанный" в значении "знающий, искушённый в познании") ближайший помощник уставшика в общине староверов.


Незаконная археологическая деятельность в РФ — вид браконьерства. 

Целенаправленный поиск и извлечение из земли, без установленного законом специального разрешения (открытого листа), предметов созданных человеком, возраст которых превышает сто лет. Законодательством РФ определяется как уголовно наказуемое преступное деяние, совершённое по предварительному умыслу с применением специальных средств; таковым средствами считаются металлодетектор, лопата, сито для промывки, карта, компас, навигатор, автомобиль применявшийся для доставки к месту преступления, и прочие предметы используемые для поиска, и подлежащие конфискации в случае задержания правонарушителя.

Незаконная археологическая деятельность наносит невосполнимый урон археологическому наследию и истории, т. к. предметы, изъятые из исторического контекста без соответствующей профессиональной фиксации и документирования, в значительной степени теряют свою историческую информативность. Утрачивается информация об их географическом месте нахождения, месте положения в археологическом слое относительно археологических комплексов, остатков сооружений, жилищ, погребений, других предметов и т. д, что делает весьма затруднительными какие-либо исторические выводы на основе данных предметов.

С другой стороны, незаконное изъятие из археологических комплексов предметов, составлявших их неотъемлемую часть, на протяжении многих лет является неотъемлемой данностью, а научное сообщество в основной своей массе не желает признавать за любительской археологией права на существование, несмотря на серьёзные подвижки в пополнении корпуса археологических предметов, которые могли бы произойти в случае частичного, в т. ч. - поднадзорного, даже сертифицированного "кладоискательства". Определённые попытки введения незаконно добытых археологических предметов имеют место быть (см. монографии д. ист. н. А.К. Станюковича, серьезный и весьма обширный материал В.Е. Коршуна, и т. д.), однако научное сообщество предпочитает не замечать этих (безусловно заслуживающих серьёзного внимания) работ, лишь включая их в списки цитирования.

Также отсутствует диалог между археологами-любителями, научным сообществом и властью, хотя попытки начала диалога (правда, в виде собраний и митингов) предпринимались лишь первой из сторон. Основная претензия археологов-любителей к научному сообществу состоит в отсутствии, в большинстве случаев, нанесённых на карту археологических объектов (памятников), в пределах которых, при таком не-нанесении, любой гражданин с лопатой и металлодетектором априори считается нарушителем закона.

Мировой опыт взаимодействия власти и любительской археологии, любительской археологии и науки, демонстрирует весь спектр возможных взаимоотношений: от полного и абсолютного запрета частных археологических изысканий (Израиль) - до сотрудничества с наукой и выкупа найденных артефактов властями (Великобритания).

Т. к. любительская археологическая деятельность в РФ запрещена, является уголовно наказуемым деянием и преследуется по закону, на сайте www.mednolit.ru запрещено обсуждение и продажа предметов, добытых в результате такой деятельности.

См. также: Любительская археология.


Неопалимая купина (элемент киотных крестов) - изображение куста в нижней части крупных киотных крестов 19 - 20 вв. Эпиграфика отсутствует, изображение представляет собой схематически прорисованный куст, небольшое деревце, вписанное в некое подобие пещеры, камнепостлания, аналогичного тому, в котором на этих же крестах изображена Глава Адама.

Является обязательным элементом всех крупных киотных (напрестольных) крестов и поповского и безпоповского течений русского староверия.

Не путать с иконографическим типом Богоматерь неопалимая купина (Богоматерь с символами евангелистов). 

Н. к. на крестах с растительным орнаментом:


Неподэмальные иконы (складни, кресты)


Непролив - отсутствие части изделия, вызванное неполным заходом расплава металла в форму. Иконы и кресты с непроливами (недоливами) встречаются относительно часто, хотя, вероятно, в основном они отправлялись на переработку в той же литейке. На крупноформатных иконах и складнях, отправлять которые в переработку мастер считал излишней расточительностью, практиковался ремонт Н.: на отсутствующий участок приваривали вставки, которые гравировали, восстанавливая рисунок на отливке.

В некоторых случаях Н. получался "удачным", напоминающим прорезную икону; предмет не отправлялся в переплавку, а проходил полный цикл подготовки, включая эмалирование и доводку, и в дальнейшем реализовывался на общих основаниях или даже как более дорогой.

Примеры Н. на кресте и иконах, от 15 до 19 века, включая полностью эмалированную  икону Никола Чудотворец с мч. Тихоном и Миной:


Никола плакущий - региональный извод иконы "Никола Чудотворец / Никейское чудо", характеризующийся особым изображением лика святителя.

Извод имеет уральское происхождение и отсылает к иконам невьянской школы, для которых характерно написание вертикальных морщин на лике свт. Николы, что было, вероятно, интерпретировано простыми верующими как слёзы, льющиеся из глаз святого, в связи с чем извод и получил данное (народное, не входящее в свод наименований официальной иконографии) название.

Некоторые наблюдения позволяют утверждать, что данный извод был перенят мастерами-литейщиками Центральной России, хотя большую часть двух- и трёхвершковых литых икон с данными особенностями можно уверенно относить к уральскому литью - по цветности эмалевой палитры, характеру её наложению, и т. п.

 

Примеры писаных икон к. 18 - 19 вв., интерпретируемым как "Н. п." и литых икон 19 в. (крайняя слева - с "нормативным" изображением лика, без характерных морщин на щеках):

 

См. также: Уральское литьё.


Никонианское литьё - литые иконы и кресты, сделанные  в никонианской традиции (РПЦ). Крайне мало представленная в корпусе меднолитых предметов личного благочестия 17-20 вв. (и, соответственно, в Каталоге Меднолит) группа предметов разного уровня качества исполнения: икона Святитель Митрофаний Воронежский, параманные иконы, небольшое количество тельных крестов с аббревиатурой "ИIC" вместо принятой в староверии "IC" ("Иисус" вместо "Исус", и т. д). Методика производства, вероятно, ничем не отличалась от староверской. Некоторые образцы, в первую очередь параманные иконы, по уровню своего исполнения возможно были изготовлены мастерами, знаменщиком и литейщиком, имевшими богатый опыт работы с меднолитой пластикой, изготавливаемой староверами.

См. также: Отличительные признаки нестарообрядческого литья.


Новодел — современная копия старинной иконы или креста, сделанная по старым образцам, в частности - с использованием старого образца в качестве иконы-матки (мастер-модели). В коллекционерской среде понятие Н. имеет резко выраженную негативную коннотацию, хотя немалая, если не бОльшая часть Н. изготавливаются без умысла, направленного на введение в покупателя в заблуждение. Новодельные иконы и кресты благодаря ауре "старинности", "не-отхода-от-традиций" широко востребованы и используются по прямому - молитвенному - назначению верующими, в качестве домовых или храмовых икон.

Н. может считаться только тот предмет, который сделан в точном соответствии со старым образцом; нельзя путать новодельную современную икону с современной иконой фантазийного извода.

Н. также считается и старая отливка с нанесённой на неё новой эмалью и/или позолотой.

Несколько предприятий в России выпускают новодельные иконы (копии старинных изводов) достаточно высокого качества, используемые верующими по прямому, молитвенному, назначению.

Складень 19 века Богоматерь Всех Скорбящих Радость как пример Н.: современная эмаль, положенная на старую основу:

Икона 19 века Богоматерь Тихвинская как пример Н.: на замоленный предмет положена новая позолота, чего не могло произойти в условиях старого литейного производства — золотили только что

отлитую икону, не имевшую никаких следов затёртости. На данной иконе мы, при достаточном увеличении, видим затёртый лик Богомладенца с лежащей на нём позолотой:

 

См. также: Подделка медного литья.


Новое Время


Ношение крупных меднолитых предметов личного благочестия - предмет длительной дискуссии в профессиональной историко-искусствоведческой и коллекционерской среде, вызванный, во-первых, самим фактом наличия оглавий у двух-трёхвершковых икон, и во-вторых - многочисленными примерами владельческой "доработки" оглавий и самих икон, каковую доработку можно расценить как приспособление предмета не только к более удобному подвешиванию на стену, в красный угол, но и к ношению на шее владельца (нагольно или наперсно). Наиболее распространённый тип доработки оглавия - выпиливание в его основании канавки под верёвку или тонкую цепочку. Не менее распространён и такой простой способ как продевание кольца. Гораздо менее распространены разные типы вандализации - пропиливание канавок по бокам самой иконы или формование оглавия из верхней части иконы. Все перечисленные способы могут быть направлены как на повышение удобства ношения, так и на повышение удобства подвешивания иконы на неподвижную основу.

Нательное ношение более чем полувершковых икон очевидно должно быть сопряжено с явным неудобством для носящего; даже вершковая икона способна серьёзно натереть, повредить кожу и одежду. Исключением можно считать вериги, сама суть ношения которых сводится к акту истязания тела во имя укрепления духа, однако и верижные иконы и кресты, зачастую скреплённые крупнозвенной грубой цепью, носились поверх одежды, не на голое тело. Наперсное же (поверх одежды) ношение икон возможно, но, преположительно, осуществлялось "напоказ" - во время крестных ходов, при паломничестве ко святым местам, и т. д.

Наперсное нашение крупных крестов стало частью обрядовой традиции и традиционного комплекса украшений в разных регионах; крупные медные или серебрянные кресты размером до 9 см. на протяжении веков входили в корпус женских украшений от Русского Севера до Малороссии.

Наперсное ношение крупных (до 20 см) литых крестов у священства - достаточно распространённое явление, имеющее обширную фотофиксацию с середины 19-го века. Высшие иерархи Церкви "по уставу" наперсно носят достаточно крупные панагии, иерархи РПЦ - до трёх панагий одновременно. В качестве панагии нынешний предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий часто использует меднолитую сложнофигурную икону "Троица Ветхохаветная (Гостеприимство Сарры и Авраама)".

Ношение меднолитых складней, несмотря на наличие у них оглавий и отверстий в оглавиях, исключено ввиду постоянного "распахивания" створок. При этом сам факт наличия оглавий с отверстиями на данный момент осмыслен ещё не в достаточной степени, и наиболее приемлемым объяснением может считаться следующее: складень по своей сути является походным иконостасом и владелец, находясь в пути, мог раскрыть этот иконостас, повесить его на любой выступающий предмет (ветку дерева, гвоздь в стене, и т. д.) за продетую через оглавия веревку или цепочку. Это объяснение нельзя считать исчерпывающим в связи с наличием простого возражения: без оглавий и цепочки складень можно было не подвесить, а просто поставить на какую-либо поверхность. Вне походных условий; в красных углах и в моленных, складни тоже практически всегда стоят на полке среди других икон и крестов, а не находятся подвешенными.

Наперсное ношение крупных меднолитых предметов личного благочестия "профессионально возможно" для офеней, продавцов-коммивояжёров, представлявших таким образом свою продукцию. Фиксация такого способа демонстрации нашла своё отражение в изобразительном искусстве.

Наиболее распространённый тип доработки оглавия - выпиливание круговой канавки для верёвки:

Кольца в оглавиях и ушках икон:

Пропилы по бокам иконы:

Самостоятельное формование оглавия на иконе, изначально не имевшей оглавия:

Современные фото: участник Великорецкого крестного хода, и глава РПСЦ митрополит Корнилий с иконой "Троица Ветхозаветная / Гостеприимство Сарры и Авраама, (18 век):

Картина И.И. Творожникова "Продавец образков", 1887 г., Псковский объединённый историко-архитектурный и хуждожественный музей-заповедник: