«Ч» - глоссарий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Часовенные


Чекан


Чернов Пётр - один из немногих мастеров-знаменщиков, чьи фамилии удалось установить. Мастер-знаменщик второй половины 19 века. По данным, требующим уточнения, и основанным на характере литья и наложении эмалей - Среднее Поволжье. Известен именными клеймами на Больших Праздничных Створах; клеймо располагалось справа и слева от картуша с изображением Града Иерусалимского, и представляло собой два типа надписей: "Петра Чернова а сей их рук" и "а сей Петра Чернова".

Качество отливки и эмалирования - среднее, эмалирование производилось двумя цветами эмали, голубой и белой, либо только голубой, включая картуш.

Характерным признаком черновских складней является, помимо личных именных клейм, размещение узоров-"солнышек" в перекрестиях разделяющих иконы рамок. Известны складни "Праздники-квадрат" с такими "солнышками", но без личного клейма; т. обр. данное украшение можно считать отличительным, но не диагностическим признаком икон работы П. Ч.

Именные клейма П. Ч. на картушах Больших Праздничных Створ:

Украшения-солнышки из перекрестий межиконных рамок в складнях П.Ч.:

Складень П.Ч. в эмали:

См. также: Хрусталёв Р.С., Михайлов Андрей, Закаткин Е.И., Гребнев Л.А., Тимофеев Игнат, Трофимов ИванКлеймо мастера литое.


Чёрные копатели — уничижительный термин, стигматизирующий любителей приборного поиска. Термин появился в середине-конце 80-х годов в журналистской среде, для обозначения лиц, занимавшихся поиском оружия времён Великой Отечественной войны. Найденное оружие восстанавливалось кустарным способом, приводилось в боевую готовность и реализовывалось в криминальной среде, т. е., описываемое журналистами тех лет "чёрное копательство" изначально было абсолютно криминальным промыслом. В дальнейшем термин распространился на всех без исключения любителей частной археологии, и повсеместно встречается в прессе. Заголовки типа "Чёрный копатель нашёл редкую монету", "У чёрных копателей были изъяты предметы старины" несут в себе негативную коннотацию и настраивают общество против любителей приборного поиска.

В условиях жёстких законодательных мер, направленных на невозможность осуществления гражданами действий по реализации их хобби, а также глухое неприятие наукой каких бы то ни было самодеятельных раскопок, в коллективном сознании общества формируется резко отрицательный типаж "чёрного копателя" как расхитителя государственной собственности, разрушителя культурного слоя и преступника априори. Бездумное использование данного агрессивного термина наносит вред множеству людей, не позволяет им реализовывать собственные устремления.

NB. Администрация портала Меднолит.Ру строго следует законодательству Российской Федерации и не поддерживает проведение любительских раскопок (раскопки без Открытого листа, выданного научным учреждением), воспрещает размещение на страницах своего форума "копаных" предметов, вводит этот запрет в правила форума. При этом сам термин "Ч. к." мы считаем устаревшим, излишне резким и стигматизирующим.

См. также: Любительская археология.


Чёска (чесание) - один из типов финальной доводки отлитых меднолитых изделий. После отквашивания (выдерживания в течение нескольких часов в слабом кислотном растворе), изделия помещали в деревянный барабан с деревянной крупой и вращали барабан в течение часа. Технологический этап, предшествующий кратковременной обработки изделий кислотой.


Чин освящения предметов личного благочестия — существует только в Синодальной Церкви (РПЦ), в староверии всех согласий не приемлется. Вопрос мирянина об освящении тельного креста или иконы воспринимается в староверии с недоумением.

По определению Владимирского Собора 1274 г. (архиерейский собор Русской Церкви, созванный по инициативе митрополита Кирилла II в г. Владимир) освящение крестов, икон и прочих предметов благочестия должно караться проклятием: ...что сего несмысльства горее? [...] Крест бо освятился есть кровью Христовою и освящает вся – люди и водоу, а креста – никтоже: тъ како мы крест освящаем, вяжем и раздрешаем? Отселе не буди тако; аще ли, то проклинати повелеваем.

В староверии, традиционно, желающий приобрести икону в мастерской, интересуется жизнью и узкоконфессиональной принадлежностью иконописца или резчика (литейщика), если же предмет покупается на торгу, то иногда его кадят с Исусовой молитвой (в домашних условиях — кацеей, или в храме, по благословлению священника, но это "освящение", а лишь необязательный обряд очищения от "торговой скверны").