«Ф» - глоссарий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Фантазийный извод (фантазийная икона): выдуманный иконографический тип (извод), не имеющий исторических корней и отсылок, современное произведение частных предпринимателей и фабрик, исполненное без знания иконологии, иконографии, стилистики и прочих дисциплин. Ф. и., зачастую искусственно состаренный, иногда выдают в мошеннических целях за старинный и даже древний артефакт большой цены.
Ф. и. в большом ассортименте представлены в сувенирных и даже церковных (РПЦ) лавках. Староверы в целом не приемлют иконографических типов, не существовавших в дораскольные времена, соответственно и Ф. и.
Особняком стоят Ф. и., выполненные выдающимися ювелирами, обладающими глубокими познаниями в иконографии; с определённой натяжкой некоторые их произведения с элементами фантазийности можно признать "условно иконографически правильными". Пример: кресты и тельные иконы Ю. Фёдорова, представленные в Русском Музее, кресты и образки Вл. Михайлова.
Помимо этого, неканонические литые образа, производимые крупными предприятиями, изготовленные со знанием иконографии, но не существовавшие в русском медном литье до, условно, 1917 года, достаточно активно (по свидетельству производителей) раскупаются именно старообрядческими общинами, в т.ч. — зарубежными.

Пример фантазийного извода: складень Архангел Михаил / Богоматерь Знамение, производства 21 века, состаренный для придания ему кондиций старого предмета:


См. также: Извод, Иконографический тип, Подделка медного литья.


Фабровка: одна из финальных стадий доводки меднолитых изделий. Состав фабры содержит серную и азотную кислоты, взятые в равных количествах. Кислоты смешиваются в глиняном или фарфоровом сосуде, куда добавляется на литр смеси щепотка столовой соли. После этого смесь в сосуде "вскипает" (происходит экзотермическая реакция) и идет едкий дым.
Затем через некоторое время смесь выстаивается, охлаждается, тогда только она готова к употреблению.
Иконы и кресты перед фабровкой также отквашивали и чесали металлической щеткой вручную, состоящей из тонких латунных проволок, называемый кразбер.
Иконы опускались в фабру поодиночке и просушивались в ящике с деревянной крупой также поодиночке, посредством трения о крупу.
См. также Отквашивание, Гантание.


Федосеевцы - .....................круг Преображенского литья. Собственная (Успенская) моленная на Преображенском кладбище.................................в 1791 году отказались от начертания Пилатова титла IHЦI....


Фигуры канунные - меднолитые фигуры Богоматери, Марии Магдалины, апостола Иоанна и Лонгина-сотника, закрепляемые на канунном (поминальном) столе справа и слева от креста-распятия. Элемент убранства канунного стола.

Известны канунные фигуры не ранее конца 18 века; до этого, судя по отсутствию задокументированных находок, не производились. Существует несколько вариантов, описанных в Каталоге русского медного литья; как спаренные, так и отдельностоящие. Крепление к столу производилось при помощи выпирающей снизу полосы металла - в соответствующую прорезь в крышке стола, либо при помощи винтовой резьбы.

К. ф. 19 века, слева направо: Мария Магдалина, Богоматерь, ап. Иоанн, сотник Лонгин:


Филимоновцы - группы федосеевцев Нижегородской и Кировской областей. Ф. идентифицируют себя с ориентированными на Москву (конкретно - на Преображенку) федосеевцами, и отличают себя от федосеевцев лишь отношением к благам цивилизации, стараясь минимизировать использование этих благ. Так, напр., огонь для возжигания свечей на моление добывают только с помощью кресала, считая спички делом нечистым. 

Подчинение: Древлеправославная старопоморская Церковь федосеевского согласия.


Филипповцы


Финагель - клинообразное приспособление из твёрдых пород дерева, служившее упором для обработки отлитой иконы или креста напильником. Вставлялся в специальное гнездо в верстаке. На Ф. опиливались лишние приливы на ушке и с боков, (иногда операция производилась без помощи Ф. - обрабатываемый предмет удерживали плоскогубцами). Обработку делали трёхгранным напильником. Работа так и называлась: "пилить с ушкОв и с боков" (сам напильник имел название "пила" ещё с 16 века). После обработки напильником, не снимая предмет с Ф., производили сверловку отверстия в ушке при помощи большой ручной дрели. У крупных икон, крестов, распятий бока опиливались в больших версточных тисках, в которые предварительно вставляли две дощечки, дабы не испортить рисунок изделия.

Современный деревянный Ф. с наковальней на струбцине:

См. также: Литейное заведение, Бусина гранёная, Напильник.


Финифть - старинное название эмали; термин вышел из употребления в сфере производства меднолитых предметов личного благочестия, заменившись термином "эмаль" уже в конце 19 века, но остался в отношении других (по сути - эмалированных тем же образом) предметов декоративно-прикладного искусства, например - для наименования знаменитых "ростовских финифтей". С конца 19-го века обиходной разговорной и литературной нормой стало "икона в эмалях", "крестик с эмалями", а не "икона в финифти", "крест в финифти', хотя известны примеры параллельного использования термина "финифть" - напр., в прейскурантах заведений по продаже меднолитых икон.

Упоминается в старейшем из дошедших до нас описании технологии производства - "Указе как финифтом наводить".


Формовочная смесь - см. Земля.


Формовочная - часть литейного производства, кузницы (кузни), в которой производилось формование (печатанье) земляных форм из формовочной земли в опоках. Принятое название Ф. - печатня. Вторая половина кузни отводилась под собственно литейные работы.
См. также: Опока, Земля, Литьё в землю.

Меднолитейный промысел в Московского губернии: