«Р» - глоссарий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Рамка иконы


Распятие с предстоящими


Растительный орнамент - декоративный элемент, тип орнаментировки рамок и украшения полей меднолитых икон, а также оборотных сторон некоторых киотных крестов. Разработан и воплощён в конце 17 - нач. 18 века. Представляет собой условно-растительные изображения в виде коротких ветвей, удлиннёных листьев, отдельных цветов и т. п. 

Помимо чисто эстетической составляющей, Р. о. является и конструктивным элементом, выполняя функцию удержания эмалей; заполняет собой открытые пространства поверхности металла. 

Термин распространён в академической и коллекционерской среде.

Примеры Р. о. рамок вершковых богородичных икон 19 века:

Примеры Р. о. на полях крупных богородичных икон 19 века:

См. также: Виноградная лоза.


Реликварий


Речение Господне - элемент изображения на киотном кресте староверов поповского согласия; графическое исполнение речи ("речения") Господа Саваофа. Представлено в виде ниходящих от уст Саваофа линий, достигающих надписи "АГГЛЫ ГДНИ" (ангелы Господни), и ниже - вплоть до изображения Духа Святого в образе голубя, а в отдельных случаях - до вершины Голгофского Креста.

Изображение наносилось в процессе создания мастер-модели или в процессе поновления модели креста для вторичной и последующих отливок.

См. также: Крест со стигматами.

Примеры изображений Саваофа с Р.г.:


Рипида - богослужебная утварь; переносное, на длинной рукояти, изображение серафима, используемое в при проведении таинства евхаристии (освящении вина и хлеба), в крестном ходе, для осенения напрестольного Евангелия и т. д. 

В русском медном литье описаны фигуры ангелов с рипидами, устанавливаемые на дарохранительницу при помощи винтового крепления или полосы металла, крепящейся в прорези: небольшие литые фигурки достаточно тонкой работы.

Фигуры ангелов, держащих Р., с дарохранительниц кон. 18 - 19-го века:


Рубчатый орнамент - декоративный литой элемент рамки многих типов меднолитых икон и крестов. Располагался по периметру, формируя условный "ковчег"; внутреннее пространство предмета, отделяя его от наружной рамки. От рубчатого орнамента отличается прерывистым исполнением множества мелких квадратных или прямоугольных элементов, выстроенных в единую линию.

См. также: Витой шнур, Рубчатый шнур.


Рубчатый шнур - декоративный литой элемент рамки многих типов меднолитых икон и крестов. Располагался по периметру, формируя условный "ковчег"; внутреннее пространство предмета, отделяя его от наружной рамки. От рубчатого орнамента отличается непрерывностью, зигзагообразным нанесением соединённых между собой элементов. Зачастую Р. ш. выполнены окоёмы нимбов. Термин используется в академической и коллекционерской среде.

Пример Р. ш. по периметру иконы Богоматерь Казанская, 18 век:

Сочетание витого (наружная часть) и рубчатого шнура на иконах 18 - 19 века:

См. также: Витой шнур.


Русское медное литьё - обобщающее название кластера предметов личного благочестия, церковной утвари и богослужебных предметов, имеющих отношение к русскому православию, и характеризующихся единством материала исполнения (медные сплавы) и территорией исполнения и/или места обнаружения. В рамках научного подхода и, соответственно, Каталога русского медного литья, географически к Р. м. л. относятся все предметы перечисленных выше типов, изготовленные и/или обнаруженные на территории, очерченной границами Российской Империи по состоянию на 1917 год.

Опосредованно к Р. м. л. относят предметы раннего церковного импорта, изготовленные в Византии до 15 века и найденные в указанных границах, в т. ч. - послужившие прообразами при изготовлении сходных предметов на очерченной выше территории. Напр., византийский энколпион 10 века послужил моделью для отливки при производстве в местной литейке (Киев, Подол, 11 век; производство описано из археологических источников), или генуэзская стеклянная икона-литик 14 века стала основой для изготовления меднолитых икон на территории, входящей в указанные выше имперские границы.

Исходя из данных Каталога, общее число выявленных предметов Р. м. л. на настоящее время - более 6000 типов, и их количество продолжает расти за счёт выявления новых памятников в музейных и частных коллекциях, неустанной работе археологов, а также благодаря усилиям приверженцев любительской археологии.


Рябиновцы (согласие по Кресту) - согласие староверов безпоповского толка, ответвление староверов-самокрещенцев, характеризующиеся отказом от написания "плоти Христовой" на крестах и отказом от моления на иконы, содержащие какие бы то ни было изображения, кроме главного образа. Название происходит от рябины, из древесины которой Р. вырезали кресты, веруя в то, что Исус был распят на кресте, сделанном именно из рябинового дерева (в Евангелии упоминается как певг). От Р. происходят нетовцы (спасовцы). Основа жизнедеятельности общины Р. — молитвенный подвиг. Допускается моление с представителями других согласий. Признают крещение во младенчестве, признают брак и сами совершают бракосочетание. Строго "соблюдают чашку".

Собственные иконы Р., в т. ч. меднолитые, неизвестны. Общее число типов икон, которым, по их верованию, могли поклонятся Р., невелико - ввиду узкоконфессиональных ограничений, налагаемых на любые "лишние" элементы, изображения фигур, и т. д. Напр., один из самых распространённых типов старообрядческих икон - "Воскресение Христово / Сошествие во ад", где присутствует персонифицированное изображение ада, не принимался Р. ввиду того что "Не должно поклоняться аду". Популярный иконографический тип "Вход Господен во Иерусалим" отвергался ими потому что "Не должно поклоняться ослу", и так далее. В красном углу (в т. ч. — в киоте-ставротеке) у Р. обязательно присутствует крест из рябинового дерева, на липовой основе, и меднолитые иконы.

Тельные кресты Р. также изготавливались из дерева. В отличие от прочих староверов, никогда не снимавших тельника, Р. обязательно снимали его перед мытьём в бане.

Ареал распространения Р.: Поволжье, Стерлитамак, Оренбург, Ю. Урал, Башкирия. В 1870 г. Р. открыли свою моленную в столице. Стены моленных и иконостасы Р. традиционно покрывались чёрной краской. Общая численность Р. На нач. 20 века - около 30 тыс. человек. В настоящее время малочисленны.

Персонифицированный ад на иконе Воскресение Христово / Сошествие во ад, 19 век: отверстая пасть извергает из себя фигуры праведников: 

Домашняя ставротека с рябиновым крестом, меднолитыми иконами и дорником. Из семьи Р. в Чистополе.

См. также: Мелхиседеки.