Тельный крест или нательный крест, тельник. Крест, предназначенный для постоянного ношения на теле. Является предметом личного благочестия. Давался человеку при крещении вместе с именем и поясом, и носился им всю жизнь. Т.к. принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетеной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).
Носить тельный крест не на теле а поверх одежды, как бы отталкивая от себя, считалось грехом. Во многих местах считали грехом носить тельный крест на цепи, и носили только на ленте, кервии или тонком сыромятном ремешке. На цепи же и поверх одежды носили только наперсные кресты, являвшиеся частью священнического и монашеского облачения. В северных регионах России, а также на Юге и на территории современной Украины богато украшенные, зачастую - серебряные тельные кресты достаточно крупных размеров (50-85 мм) де-факто становились наперсными, носились на ажурной цепи-гайтане или украшенной ленте, и являлись элементом традиционного праздничного женского костюма.
В России на тельном кресте обычно не изображали распятия, поскольку считали что распятие символ подвига Христа во имя Господа, а нательный крест - символ подвига его владельца, поскольку сказано в Евангелии "каждый да несёт свой крест". Потому на нательном кресте как бы символически должен быть распят ты сам, там место для тебя. Нательные кресты с распятием во многих местах не признавались. По разъяснению Московской еппархии РПСЦ, Т.к. не дозволяется снимать никогда; в то же время человеку приходится бывать в таких местах, куда образ Спасителя вносить было бы непристойно. Поэтому Церковь сочла более благочестивым для христиан не иметь нательного изображения Спасителя. Кресты с изображением распятого Спасителя не считаются нательными.
У староверов женские и мужские кресты имели разную форму.
Обмен крестами являлся обрядом братания и породнения. Обменявшиеся крестами назывались крестовыми братьями и сестрами.
Крест обязательно надевался на умершего при погребении.
Ранние тельные кресты, находимые на территории современной РФ, Белоруссии, Украины сделаны из свинцово-оловянистых сплавов, почти чистого свинца (т.наз., "бедняцкие кресты" - неровные, отлитые в землю, покрытые толстой коркой оксида свинца - массикота), бронзы, серебра (редко), золота (исключительно редко).
Позднее Средневековье и Новое Время на указанных территориях - время свинцово-оловянистых и бронзовых крестов множества разных форм и размеров.
Позднейшее время (конец 19 - нач. 20 вв) - время появления массовых штампованных металлических крестов (алюминий, серебро, бронза), распространённых у никониан (прихожан РПЦ) и не признававшихся старообрядцами.
Помимо металлических, известны кресты из кожи (в т.ч. - плетёные из полоски сыромятной кожи), дерева (кипарис, тик), рога, кости, камня (природные минералы) в металлической обкладке или без оной.
Тельные кресты существенно мельче наперсных, носившихся поверх одежды, и редко превышают размер 8 см.
См. также: Гайтан, Мужской старообрядческий крест, Крест-листик, Отличия православного и католического крестов, Обычаи и суеверия, связанные с крестом, Наперсный крест, Литьё в опоку.
Тетраграмматон —
Тетраморф —
Тимофеев Игнат (отчество неизвестно) - мастер-знаменщик литейного заведения Ирины и Аксиньи Тимофеевых; по донесениям полицейского ведомства, осуществлявшего слежку за староверами - "крестьянин Конюшенного ведомства, который отливает медные кресты и иконы в большом количестве для беспоповщинского раскола (кроме филипповской секты)". Проживал в Лефортовской части Москвы в 1840-е годы, первое упоминание о Т. относится к 1826 году. Наиболее часто встречающееся клеймо - "С ИК КА ИГ ТИ". Варианты расшифровки: С(святая) [Сия] ИК(она) КА(занская) ИГ(ната) ТИ(мофеева), или, по одному из опубликованных предположений (О.Н. Кузовков) - Святая Икона Казанская Игната Тимофеева, Ирины и Аксиньи.
Клеймо располагается на внутренней рамке иконы Богоматерь Казанская.
Также к тимофеевским клеймам относят аббревиатуру "ИГ", проставлявшейся обычно на оглавии икон с лицевой стороны.
Отмечено и чуть усложнённое клеймо ИГ Т, разнесённое по разные стороны иконы Богоматерь всех скорбящих радость (в основании купольной части).
С большой долей вероятности к тимофеевсим клеймам можно отнести аббревиатуру "СИ ИТ" (С(вятая) [Сия] И(кона) И(гната) Т(имофеева), сходную по начертанию литер с "С ИК КА ИГ ТИ". Клеймо СИ ИТ проставлялось на верхней рамке трёхвершковых икон Воскресение Христово / Сошествие во ад, однако есть мнение, что его можно отнести и к Ивану Трофимову.
Известен вариант нанесения клейма С ИК КА ИГ ТИ на внутреннюю рамку иконы Рождество Христово, что может косвенно свидетельствовать о том, что клеймо выполнялось на мастер-модели, а также либо о неаккуратности мастера, совместившего рамку с литым клеймом и икону не того сюжета - либо о том, что обе попытки транслитерации аббревиатуры неверны.
Наконец, существует вариант сложный вариант клейма, выполненного в разных техниках и литерами разного типа: И И ТРО, который, при известной доле допущения, можно расшифровать как Игнат Иван Трофимов, предположив, что это общее клеймо мастеров, совместно работавших над мастер-моделью.
В том же литейном заведении (ул. Девятая Рота, домовладение № 277) вероятнее всего работали знаменщики Е.И. Закаткин, Иван Трофимов и Емельян Афанасьев. В дальнейшем заведение перешло к Е.П. Петровой. Иконы заведения Тимофеевых и, соответственно, Игната Тимофеева входят в круг Преображенского литья. Один из немногих мастеров-знаменщиков, чьи фамилии удалось установить.
В становлении литейного заведения сестёр Тимофеевых ведущую роль сыграл Ф. А. Гучков (1796-1856), главный попечитель общины с 1836 по 1854 годы.
Упоминание о медном заведении и мастере Т. И., работавшем по заказам старообрядческой Преображенской федосеевской общины, есть в опубликованных “Дневных дозорных записях о московских раскольниках”, основанных на донесениях полицейских агентов с 11 ноября 1844 г. по 2 июля 1848 г. Например, в записи от 08.03.1846 г. сообщается, что мастер конюшенного ведомства крестьянин Игнат Тимофеев, проживающий на улице Девятая Рота, производит медные кресты и иконы “в большом количестве для беспоповщинского раскола (кроме филипповской секты)” и, “как он мастерством сим занимается с давнего времени, то уже основал постоянную торговлю отливаемыми крестами и иконами, даже вне Москвы чрез нижеозначенные лица:
1) В С.-Петербург отправляет чрез Антона Сергеевича Чижова, главного подрядчика извоза в Московском Гостином дворе.
2) В Саратов отсылает к дяде своему купцу Афанасию Антонову.
3) В Казань к тамошнему купцу Лариону Иванову.
4) В Тюмень к купцу Ивану Васильеву Барашкову.
Отливаемые им кресты и иконы отправляются к упомянутым лицам (Игнатом Тимофеевым) пудами по 75 и 80 руб. за пуд, сверх того, он их распродает в Москве и ее уездах…”
О важности и качестве произведений работы Т И. свидетельствует тот факт, что позднее по его образцам стали работать другие мастера в медных заведениях, выполнявших заказы Преображенской общины . Так, установлено, что по моделям Игната Тимофеева работал и известный мастер-чеканщик Р. С. Хрусталев
См. также: Хрусталёв Р.С., Михайлов Андрей, Закаткин Е.И., Гребнев Л.А., Чернов Пётр, Трофимов Иван, Содхин, Клеймо мастера литое.
Типология тельных крестов Нового Времени -
Типы наложения эмалей -
Титло -
Титло двойное — одновременное написание на кресте аббревиатур IНЦИ и IC XC.
Киотные кресты с Д. т. предположительно отливались ранними федосеевцами, которые, следуя за своим основателем Феодосием Васильевым, признавали кресты с образом Спаса Нерукотворенного в верхней части, надписью "Царь Славы" и титлом Пилата IНЦИ. Последующие федосеевцы от пилатова титла отказались, и их кресты перестали отличаться от поморских (после совместного с поморцами Собора в 1791 году федосеевцы на крестах стали ставить титлу IC XC). Однако из среды федосеевцев выделилось особое согласие "титловцев", живших в основном в Новгородской и Петербургской губерниях; они продолжили признавать кресты "с двойной титлой".
Пример киотного креста 19-го века с двойным титлом:
Титловцы -
Толк -
Токаревцы -
Точечная эмаль -
Точильный круг - станок, механическое приспособление для доводочных работ по металлу при изготовлении меднолитых икон и крестов. Вертикально закреплённый в станине точильный камень круглой формы, приводимый в движение при помощи ручки или ножного привода с ременной передачей. Не исключено, что для доводки икон и крестов использовался тот же Т. к., что и для доводки сельскохозяйственного (косы) и прочего инструмента (топоры, ножницы, и т. д.).
Вполне вероятно использование некрупных, диаметром до 1 метра, мельничных жерновов в качестве Т. к. Круги большего диаметра приводить в движение силами одного человека представляется весьма сложной задачей.
На Т. к., обрабатывались произведённые в кустарной мастерской предметы личного благочестия, путём прижимания предмета к абразивной поверхности равномерно вращающегося круга. Крупные, глубоки царапины-продиры на иконах уральского литья обусловлены, вероятно, грубой крупнозернистой структурой поверхности Т. к. (или применявшимися именно на Урале особенно грубми кустарно изготовленными напильниками).
См. также: Напильник.
Трёхвершковые иконы -
Трофимов Иван (отчество неизвестно) - мастер-знаменщик литейного заведения Ирины и Аксиньи Тимофеевых (Москва, ул. Девятая Рота, домовладение № 277). Известен клеймом СИ ИТ (предположительно - "Сия икона Иван Трофимов"), на двухвершковой иконе Воскресение Христово (Сошествие во ад). В этом же литейном заведении вероятнее всего работали знаменщики Е.И. Закаткин., Игнат Тимофеев и Емельян Афанасьев. В дальнейшем заведение перешло к Е.П. Петровой. Иконы заведения Тимофеевых и, соответственно, Ивана Трофимова входят в круг Преображенского литья. Один из немногих мастеров-знаменщиков, чьи фамилии удалось установить.
См. также: Хрусталёв Р.С., Михайлов Андрей, Закаткин Е.И., Гребнев Л.А., Чернов Пётр, Тимофеев Игнат, Содхин, Клеймо мастера литое.