М.А.П. -
Мальков - мастер-"подстаринщик", с. Никологорский Погост Вязниковского уезда Владимирской губ., имя и отчество неизвестны, годы работы - в. .п. 19 века. Изготавливал кресты и иконы "под старину", по образцам 16 - 18 вв., реализуя их как старинные.
Из крестов, подделанных им, известен крест с ростовой фигурой Архангела Михаила в центре со святыми в окончаниях. (Возможно из-за этого в наше время периодически возникают спорные ситуации с датировкой таких крестов)..
Изводы подделанных им икон:
- Спас Вседержитель, поясная, пальцы правой руки сложены в двуперстие, в левой Евангелие, на полях подпись вокруг иконы: "Преобразился на горе Христе Боже";
- Спас Вседержитель, тронная;.
- Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Сарры и Авраама), с эпиграфикой по окружности;
- Двунадесятые Праздники;
- Никола Можайский
- Никла Можайский. прорезная;
- Борис и Глеб, прорезная.
- Чудо Георгия о змие, прорезная.
- Ангел с крестом и тростью.
- Архангел Михаил, ростовая.
- Распятие с предстоящими. Избранные святые.
(Сведения из текста описания Археологической выставки 1890 года).
См. также: Катков Иван Петрович, Красномедные иконы, Ложная дата, Сергеев Дмитрий,
Малые праздничные створы - см. Праздники-квадрат.
Матка (мастер-модель) - изначальная, сделанная мастером-знаменщиком (резчиком, гравёром) модель иконы, по которой будут отливаться все последующие иконы данного тиража. Медная (бронзовая) пластина, на которой резчик делает изображение евангельского, ветхозаветного и другого сюжета, применяя инструменты режущего и ударного воздействия. Для производства последующих икон матка вдавливается в формовочную смесь, получившийся оттиск называется литейной формой. Стоимость изготовления матки простого киотного креста составляла 15 рублей, крупных сложных многофигурных иконных композиций - гораздо выше (цены середины 19 века). Большинство мастеров-знаменщиков работало в Москве. Знаменщики были приглашаемы региональными производителями за плату от 75 руб/мес (с даровым питанием и проживанием). Помимо маток приглашённые резчики осуществляли общий контроль над производством, дорабатывали отлитые по их маткам модели, обучали литейщиков.
Из воспоминаний мастера-литейщика А.П.Серова (1899-1974) о своём отце, владельце литейки, с. Красное, Костромская губ.: "...в литейном производстве нужна модель для формовки в земле. И после извлечения ее из земли образует литейную форму со всеми ее точными очертаниями, что и будет называться литейной формой. Куда и будет заливаться жидкий металл и при остывании принимает твердую массу с ее точными очертаниями. Изготовленная первая модель для креста называлась (матка). Матка (модель) креста изготавливается мастером-гравером. Работа очень сложная, требующая хорошего мастера-практика. Такие мастера были только в Москве, в том числе мастер, работавший у отца, был из Москвы, который обучал нас художественному литью. [...] Дело в том, что модель вдавливается в землю, затем при ее извлечении из земли она должна выходить свободно, не забирая с собой землю. А поэтому буквы и все выступающие части модели от основания их, то есть от фона, должны иметь незначительный конус, иначе пространство между буквами будет забирать с собой землю и при отливке таких изделий будет считаться полный брак изделия. Чтобы изготовить такую полноценную модель, мастера были только в Москве[...]. С этой матки и отливали (переводили) тоже моделей, но уже называемых образцов, которых нужно при формовке для одной опоки около 100 шт., смотря по размеру креста".
Фрагмент оборотной стороны матки иконы "Облачное успение" с надписью, сделанной мастером-знаменщиком Р.С. Хрусталёвым
См. также: Земля, Штихель, Литейное производство, Канфарник, Литьё в опоку, Переливок.
Мелхиседеки — староверы-безпоповцы, близки к рябиновцам. Полное официальное название: Древнекефалическая церковь по чину Мелхиседека.
Как и прочие безпоповцы, полагают, что по смерти последнего рукоположенного до Раскола священнослужителя, истинное священство прекратилось. При этом считают невозможным спасение души без причастия, для совершения которого ставят перед иконами вино или воду, а также хлеб и, по чтении вечери, повечерия и полунощницы, причащаются вином (водой) и "укрухом хлеба" как кровью и телом Христовым — вслед за Мелхиседеком, царём Салимским, приносившим Богу в жертву вино и хлеб, не будучи при этом священником.
Численность по данным на 2011 год: 30-40 тыс. человек. Дата основания согласия неизвестна. Места нынешнего распространения: Башкирия, Алтайский край, Приморье, Москва.
Малоконтактная группа, избегающая связей с внешним миром. В числе прочих признаков нежелания идти на контакт — строгое "соблюдение чашки".
Относительно русского медного литья имеется распространённое в среде собирателей понятие "Крест мелхиседеков", относимое к некоторым типам наперсных (киотно-наперсных) крестов 18-19 вв. с характерными скошенными углами Голгофского Креста. Отнесение таких крестов к мелхиседекам является ошибочным. Верифицируемых сведений о меднолитейном производстве мелхиседеков в реферируемой литературе нет.
Михайлов А. - мастер-знаменщик Андрей Михайлов (отчество неизвестно), работник литейной мастерской филипповского центра Братский двор в Дурном переулке близ Таганки (согласно Донесению в управление Московского военного генерал-губернатора от 22 апреля 1849г.).
Описано 14 изводов икон и складней его работы, в т. ч. Большие Праздничные Створы, пятивершковая икона Троица с Деисусом и апостолами, трёхвершковая икона Боголюбская, три типа вершковых Деисусных икон, икона Вознесение Господне в виноградной рамке, и др.
Работы Михайлова не уступали по качеству иконам ведущих мастеров Преображенки.
Определено клеймо мастера - литеры "АМ", проставлявшиеся на оборотной стороне икон.
Клеймо А. Михайлова на вершковой иконе Богоматерь Владимирская:
См. также: Клеймо мастера литое, Хрусталёв Р.С., Чернов Пётр, Закаткин Е.И., Гребнев Л.А., Тимофеев Игнат, Трофимов Иван, Содкин.
Медное литьё Стародубья и Ветки -
Мозаичная эмаль — см. Крапчатая эмаль.
Мощевик -
Мужской старообрядческий тельный крест -
Моленная - название храма у староверов безпоповских согласий; помещение, специально предназначенное для совершения совместной молитвы и обрядов. М. могут быть как общественными, так и домашними. В М. обычно находится иконостас, богослужебные книги и другие предметы культа.
Наставник Африкан Иванович Мокроусов в моленной, построенной его прадедом Андреем Григорьевичем Капитановым для староверов Федосеевского согласия в 19 веке. Володарский р-н Нижегородской обл:
Моленная в Русском Туреке, фото 2001 года:
Реконструкция моленной 19 века (все писаные и литые иконы - оригиналы):
Моленная в Шарпанском скиту (Керженские скиты), фото XIX века: