«С» - глоссарий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Самокресты — одна из ветвей спасовского согласия (безпоповцы). Саратовская обл., юг Нижегородской области: Сергачский, Бутурлинский и Кстовский р-ны. Известны "самочинным крещением" — самостоятельно проводимым надо собой обрядом крещения: "Подлинный православный должен сам принимать новое крещение и при этом сам себя крестить, чтобы быть уверенным, что никто, связанный с антихристом, не участвует в его перекрещивании [...] самокрещение дозволительно и спасительно, необходимо только знать чин крещения, дабы не впасть в ересь".

Зарождение общин С. — нач. XIX века, расцвет — от середины XIX до конца первого десятилетия XX века, конфессиональное затухание, вызванное усилиями богоборческой советской власти, шло вплоть до середины XX века, и после 1960-х гг сведений о действующих общинах С. не поступало.

Расцвет С. характеризовался обширной полемической "внутриспасовской" деятельностью и с многими прениями с представителями Поморского согласия в целом, а также изданием многочисленных литературных трудов полемического и догматического характера.


Северная панагия (поморская панагия) - обиходное, закрепившееся в научной литературе, название определённого типа двустворчатых складней, имеющих северорусское происхождение. Ввиду богатого украшения многоцветными эмалями, зачастую - с точечным наложением, такие складни выглядят исключительно "нарядно", что и создало, вероятно, аналогию с богато украшенными панагиями духовенства.

Под С. п. понимается двустворчатый складень Богоматерь Знамение / Троица Ветхозаветная, прототипы которого которого были созданы в начале 18 века в литейных мастерских Выговского общежительства.

Примеры С. п.:

Доп. материалы: Поморская панагия.


Семивершковые иконы


Серебрение


Сергеев Дмитрий - мастер-"подстаринщик", слобода Мстера Вязниковского уезда Владимирской губ., период деятельности - 1866 - 1882 гг., отчество неизвестно. Изготавливал кресты и иконы "под старину", по образцам 13 - 18 вв., реализуя их как старинные. 

Известные работы (подделки под старину):

- Панагии;
- Резные деревянные кресты под новгородскую работу;
- Змеевики;
- Кресты с литыми накладными Распятием и фигурами предстоящих, сканью и финифтью;
- Резные иконы из камня с изображением Св. Троицы, Спасителя с Евангелием в рост, Николы Чудотворца, Чуда Георгия о змие.
- Складни (1880г): - Спас Вседержитель, на створках апп. Петр и Павел, свтт. Никола Чудотворец и . Власий.
                               - Св. Никола Чудотворец, на створках свв. Косма и Дамиан, Димитрий Солунский и влкмч. Георгий
                               - Деисус

(Сведения из текста описания Археологической выставки 1890 года).

См. также: Катков Иван ПетровичКрасномедные иконыЛожная датаМальков


Серов Алексей Петрович - мастер-литейщик из с. Красное Костромской губернии, годы жизни 1899-1974. Благодаря его записям о меднолитейном производстве отца, Серова Петра Яковлевича, и деда, наука получила ценнейшие исторические сведения о технологиях, бизнес-связях и коллегах С. и его предков в среде изготовителей литых предметов личного благочестия. С. оставил обширные замечания мастера-практика о разных географических типах литья (см., напр., о Загарском), о персоналиях из круга владельцев мастерских, и т. д.

Ввиду отсутствия личного клеймления изготавливаемых предметов, на настоящий момент не выявлены меднолитые предметы, которые можно однозначно отнести к работам С. или его отца и деда. Костромская губерния, и конкретно село Красное известны как крупнейший в России центр производства изделий из серебра; не исключено, что мастерская Серовых производила и мелкие серебряные предметы (тельные кресты, украшения); в таком случае разыскать клейма Серовых не составит труда.


С.И.Б. - монограмма мастера-знаменщика (чеканщика) 1840-70-х годов, работавшего в меднолитейном заведении Марии Соколовой (Москве, ул. 9-я Рота, д. 360). Фамилия, имя и отчество не выяснены; известны только инициалы.

Иконы и кресты мастера С.И.Б., наравне с прочей продукцией заведения Соколовой, входят в круг Преображенского литья.


Сивинское литьё - см. Верещагинское литьё.


Скитское литьё


Складень-девятка —устоявшееся наименование для трёхстворчатого складня с деисусной композицией на центральной створе и с шестью фигурами на левой и провой створах. Композиция сложилась в нач. XVIII в. в литейных мастерских Выговского общежительства; в дальнейшем композиционно оформленный складень воссоздавался в литейных мастерских по всей России, сохраняя девятифигурную основу. В нач. XIX в. появилась разновидность с другим набором изображённых, при этом внешний вид складня в целом оставался тем же. Оборотная сторона "девятки" может быть украшена одним картушем с изображением Голгофского Креста на фоне Града Иерусалимского, или тремя картушами с растительным орнаментом.

Изначальный вариант С. д., тиражировавшийся вплоть до первых десятилетий XX века, содержит:

— центральная створа: тронное изображение Христа в образе Вседержителя и предстоящих ему Богоматери и Иоанна Крестителя (Деисус)

— левая створа, слева направо: фигуры Филиппа, Митрополита Московского, святителя Николы Чудотворца и апостола Иоанна Богослова;

— правая створа, справа налево: фигуры преподобных Савватия Соловецкого, Зосимы Соловецкого и ангела-хранителя.

Фигура Христа является центральной, остальные изображены в предстоянии к ней, в трёхчетвертном обороте.

 

Ранний С. д., изготовленный в медницах Выга, 1717 г.:

На данный момент в Каталоге русского медного литья зафиксировано 47 вариантов базового типа "девяток".

 

Состав многофигурной композиции "девяток" второго типа:

— центральная створа: тронное изображение Христа в образе Вседержителя и предстоящих ему Богоматери и Иоанна Крестителя (Деисус)

— левая створа, слева направо: священномученики Георгий, Власий Севастийский и Антипа Пергамский;

— правая створа, справа налево: фигуры св. бессребренников Дамиана и Космы, преподобный Иоанн Ветхопещерник.

Как и в изначальном варианте, фигура Христа является центральной, остальные изображены в предстоянии к ней, в трёхчетвертном обороте.

 

С. д. второго типа:

На данный момент в Каталоге русского медного литья представлены 2 варианта С. д. этого типа.

 

Помимо этого, "девятка" первого, изначального типа, послужила основой для создания складня-дароносицы (складня для переноски святых даров). Композиция осталась неизменной, были внесены изменения в конструктив: икона с деисусным изображением выполнена в виде съёмной пластины с петлями, крепление осуществляется при помощи съёмных штифтов.

Пример складня-дароносицы:

На данный момент в Каталоге русского медного литья представлено 4 варианта складней-дароносиц.

 

Название "девятка" не является сленговым; впервые оно появилось в описательных работах середины XIX века: Епархиальные ведомости, Учётные переписи изъятого "у раскольников", описания состава экспонатов епархиальных древлехранилищ, и т. д. Позже термин вошёл в научную литературу, окончательно закрепившись в ней к первой трети XX века (работы В.Н. Перетца), и продолжает использоваться в научных публикациях наравне со строго официальным "Складень Деисус / Избранные святые". Термин широко распространён в коллекционерской среде.

См. также: Обиходные названия предметов личного благочестия.


 

Содкин (Содхин) - один из немногих мастеров-знаменщиков, чьи фамилии удалось установить. Имя и отчество неизвестны, ориентировочное время работы - середина XIX века. Известен по клейму сwдхин или cwдкин (без "ер" в конце фамилии) на единственном изводе крупного деисусного складня. Клеймо проставлялось в верхней части по рамке каждой створки и, одновременно, внизу в правой части рамки, также на каждой створе. 

Клейма С. при большом увеличении:

Места размещения клейм мастера Содкина обозначены рамкой красного цвета:

Клейма С. на одном из складней:

 

См. также: Хрусталёв Р.С.Михайлов АндрейЗакаткин Е.И., Гребнев Л.А.Тимофеев Игнат, Трофимов Иван, Чернов ПётрКлеймо мастера литое.


Согласие - крупная группа объединений староверов, придерживающихся той или иной разновидности вероучительной и обрядовой практики. Более мелкое деление - толк, однако в общеупотребительной практике понятия "согласие" и "толк" часто путают, как сами ревнители старой веры, так и никониане.

Основное деление согласий - по признаку наличия/отсутствия священства.

К безпоповским согласиям относятся поморцы (Древлеправославная Поморская Церковь), часовенные (кержаки, стариковское согласие, николаевские безпоповцы), филипповцы, нетовцы (спасовцы), федосеевцы, бегуны (странники) и некоторые другие.

Поповские согласия - Русская Православная Старообрядческая Церковь, неокружники, Русская Древлеправославная Церковь, Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой Иерархии, Древлеправославная Архиепископия.

Особняком стоит Единоверческая церковь, которую, по совокупности признаков, можно считать одним из поповских согласий.


Соколова Мария Ивановна - владелица «медночеканного заведения» в Лефортовской части 7 квартала. Литейка изначально располагалась «в селе Черкизово, на Большой улице, в переулке налево, по левой стороне, в доме Прокофьевой, на первом этаже двухэтажного деревянного дома на переулок, в одной комнате с восемью окнами». 1841 г. р., из многодетной семьи мещан Панкратьевской слободы.

Мастерская существовала с 1860 г. и принадлежала вплоть до 1870-х гг. Матрёне Ивановне Прокофьевой, во времена которой в литейном заведении трудилось четверо рабочих и 1 ученик, годовой доход составлял более чем скромные 70 рублей (что представляется не вполне соответствующим действительности, особенно учитывая наработанную староверами практику уклонения от налогов и сокрытия доходов). При С. число работников удвоилось, расширился ассортимент, с 1886 г. стала производиться серебряная продукция с клеймом МС. То же клеймо литейного заведения встречается и на некоторых меднолитых иконах. 

Технологические и стилистические особенности икон заведения С.: толщина до 4-5 мм, граненое оглавие без отверстия, профилированная рамка, традиционная цветовая гамма эмалей (белый, желтый, голубой, синий, зеленый, черный).

Успешность меднолитейного заведения С., обусловленная высоким качеством производимой продукции и широким ассортиментным рядом, включавшим в себя не только предметы личного благочестия, но и "гражданскую" ювелирную продукцию, позволили владелице расширить не только технологические мощности, но и приобрести новое собственное домовладение, начать строительство новой мастерской и кузницы на его территории. Литейка переезжает на новый адрес: Лефортовская часть, улица Девятая рота, домовладение № 360. (На той же улице в д. 277, находится не менее знаменитое меднолитейное производство, последовательно принадлежавшее сёстрам Тимофеевым, после них - Екатерине Петровой, после - к Пелагее Панкратовой, после Пелагеи - к Фелицате и Гавриилу Панкратовым).

Стоит отметить, что своего расцвета мастерская достигла именно при Соколовой; предыдущая владелица была мелким производителем, наследники Марии Ивановны лишь унаследовали мастерскую, наработанные технологии, методики и бизнес-контракты.

В числе знаменщиков (чеканщиков) мастерской С. были признанные мастера МАПСИБ (фамилии неизвестны) и Р.С. Хрусталёв. Литейка С. с 1886 г. проставляла на некоторых предметах собственное клеймо литейного заведения "МС" (Мария Соколова), с 1896 по 1900 гг. - клеймо ЗСС (вероятно - "Заведение Сергея Соколова", её сына, С.Е. Соколова), и, вплоть до кончины Марии Ивановны в 1911 году - "ЗС" (заведение Соколовой).

После смерти С. (1911 год) заведение переходит к её зятю, вывшему крестьянину Боровского уезда, Ефиму Фёдоровичу Лизунову. Последнее документированное упоминание заведения Е. Лизунова - 1916 год.

О состоянии дел и уровне развития литейки Соколовой как бизнеса можно судить по сумме денежных средств, которые она завещала за 9 лет до своей кончины Преображенскому богадельному дому:


Спас с ложной датой - см: Ложная дата.


Спасовцы (нетовцы) - согласие, одна из ветвей безпоповского направления. Возникло в конце 17 в. на Среднем Поволжье вне связи с северными безпоповцами (федосеевцами и поморцами). Основателем считается Козьма Андреев. По представлению С., в мире воцарился антихрист, благодать взята на небо, Церкви больше нет, таинства истреблены. Сам человек, считают С., не может способствовать своему спасению, спастись возможно только через молитву Спаса (Сына Божьего), только Он знает, кто и как спасётся. Большинство С. не имеет молелен, наставников и не совершает никаких общих обрядов. От своих последователей согласие требует строгих ограничений в еде и питье, запрещается носить пёструю и цветную одежду.

Общая численность С. на настоящий момент — около 100 тыс. человек. Компактно С. проживают в Саратовской обл., есть они также в Нижегородской, Владимирской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областях, в Татарии, Мордовии и Алтайском крае.

Согласие распадается на множество ветвей, внутреннее деление С. исключительно сложно. С середины XIX в. проводятся внутриконфессиональные прения (обычно — во время проведения Нижегородской ярмарки, и в некоторых иных городах губернии), в которых участвуют представители многих общин, начётчики. Цель прений: догматическое оформление каждого из общинных течений, фиксация его уклада и догматики.  В большинстве случаев расхождения между С. произошли из-за различных взглядов на крещение и брак, а также по поводу "принятия от великороссийской церкви приходящих". Зафиксированные прения составили обширное литературное наследие С.

Часть С. совершает эти обряды в церквах РПЦ и рассматривает их как простую регистрацию — это сторонники т. наз. глухой нетовщины (их именуют так, потому что они никогда открыто не записывались староверами, а также исповедовались молча перед иконами, а не перед своими «стариками», как другие).

В бабушкином согласии детей крестят родители или повивальные бабки.

У новоспасовцев поющая нетовщина», отрицанцы) есть наставники (в народе их зовут «попами»), совершающие обряды крещения и брака и проводящие богослужения с пением. Исповедуются новоспасовцы «старикам». Приходящих из РПЦ принимают через "отрицание ересей". 

Самокрещенцы считают, что креститься можно лишь самому.

Малоначальные ("по Антипину изводу", "по Ворсме"), не приемлют чин проклятия ересям, совершают таинства крещения и брака, имеют соборную службу.

Некрещёные, или строгие нетовцы, вообще обходятся без крещения. Т. наз. группа немоляков отказалась от икон. У некоторых групп спасовцев существует обряд исповеди земле. 

Изначально Спасово согласие не имело собственного духовного центра, подобия Ветки, Выга, Иргиза или Преображенки, что, возможно, сказалось на отсутствии у С. литературных догматических произведений влоть до сер. XIX века.

Меднолитые иконы С. обязательно содержали изображение Спаса Нерукотворенного; если в иконе не было такого изображения - изготавливалась спайка, где Спас помещался в верхней части иконы, обычно в качестве оглавия. (При этом, конечно, не все иконы со Спасом Нерукотворенным в оглавии следует считать иконами спасовцев).

Предположительно, иконы С., 18 век:


Солдатский складень - обиходное название малого двустворчатого складня 18-19 вв. Официальное название — Поклонение иконе Богоматери Смоленской / Никола Чудотворец (Никейское чудо), составленного из полувершковых икон. Самый распространённый складень среди всех, представленных в русском медном литье, известен в нескольких разновидностях. Производился по всей России, от именитых московских литеек до кустарных деревенских производств.

Название обусловлено частым нахождением этих складней на местах военных сражений. Название распространено в специальной литературе и в коллекционерской среде.

Зачастую С.с. называют все малоформатные двустворчатые складни, что неправильно.

Солдатский складень производства московского литейного заведения Е. Лизунова (см. выделение красным контуром):

См. также: Обиходные названия предметов личного благочестия.


Спайка


Сплавы для отливки предметов личного благочестия - До 19 века основным сплавом при изготовлении меднолитой пластики являлась бронза, содержащая 85% меди и 15% олова. Затем стали применять в основном латунь, состоящую из 64-67% меди и 33-36% цинка. Если содержание цинка будет больше 33%, то сплав делается хрупким.
Изделия из латуни (свободные от окисной пленки) по цвету близки к золоту. Однако и в начале 20 века встречаются предметы из бронзы. Выбор указанных сплавов, помимо их зримой привлекательности, текучести в расплаве, а также коррозионной стойкости изготовленных из них изделий, можно связать еще с тем, что на Руси издревле меди приписывались свойства оберега.

Стоимость фунта серебра для отливки нательных крестов по состоянию на середину 1910-х гг - 14 руб, стоимость лома латуни, который приобретали многочисленные деревенские производители - от 9 до 10 руб. за пуд, московские литейки могли себе позволить покупать не лом, а прокат или латунь в чушках.

См. также: Красномедные иконы.


Средник


Ставротека


Старая Тушка (село) - 


Створка


Стигматы - см. Крест со стигматами.


Страстной крест - см. Крест-пассионал.